Государственный общеобязательный стандарт образования
Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования
Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080
Примечание РЦПИ!
Настоящее постановление вводится в действие с 1
сентября 2013 года.
В соответствии с подпунктом 24) статьи 4 Закона Республики
Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» Правительство Республики
Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) государственный общеобязательный стандарт
дошкольного воспитания и обучения;
2) государственный общеобязательный стандарт
среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего
образования);
3) государственный общеобязательный стандарт
технического и профессионального образования;
4) государственный общеобязательный стандарт
послесреднего образования;
5) государственный общеобязательный стандарт
высшего образования;
6) государственный общеобязательный стандарт
послевузовского образования.
2. Настоящее постановление подлежит
официальному опубликованию и вводится в действие с 1 сентября 2013 года.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утвержден
постановлением
Правительства
Республики
Казахстан
от 23 августа
2012 года № 1080
Государственный общеобязательный стандарт
дошкольного
воспитания и обучения 1. Общие положения
1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт дошкольного
воспитания и обучения (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Законом
Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании».
В Стандарте применяются термины в
соответствии с Законом Республики Казахстан «Об
образовании». В дополнение к ним включены следующие термины и их определения:
1) индикатор – показатель развития ребенка;
2) интеграция – состояние связанности
отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс,
ведущий к такому состоянию;
3) компетентность – уровень воспитания,
развития, образованности, состоявшееся личное качество дошкольника, тип
образовательного результата;
4) ключевые компетентности – совокупность
знаний, умений, навыков, способностей, применяемых в жизненных ситуациях,
позволяющих решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или
социальной жизни;
5) компетентностный подход – самостоятельная
организация учебно-воспитательного процесса, подбор педагогических приемов и
методов в соответствии с требованиями стандарта;
6) образовательная среда – целостная
характеристика внутренней жизни дошкольной организации, построенной в логике
перспективных задач и набора средств, используемых для эффективного
личностного, эмоционального, социального и интеллектуального развития детей
дошкольного возраста;
7) образовательная область – часть
образовательного стандарта, включающая набор знаний, практических навыков и
умений, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, нравственное, эстетическое,
коммуникативное и социальное развитие дошкольников;
8) образовательная траектория – непрерывный
процесс развития ребенка, который намечает педагог совместно с родителями и
другими специалистами для достижения определенной цели;
9) организованная учебная деятельность –
один из видов деятельности, организованный педагогом и направленный на усвоение
знаний, приобретение умений и навыков, необходимых для применения знаний на
практике;
10) типовой учебный план – основной
государственный нормативный документ, утвержденный как часть стандарта для
определенного типа учебных заведений (организаций дошкольного образования).
2. Дошкольные организации Республики
Казахстан осуществляют образовательную деятельность в соответствии с:
1) настоящим государственным
общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения;
2) типовыми учебными планами;
3) другими нормативными документами,
утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом Республики
Казахстан в области дошкольного воспитания и обучения.
3. Государственный общеобязательный стандарт
дошкольного воспитания и обучения:
1) определяет содержание дошкольного
воспитания и обучения; содержание предметно-развивающей среды дошкольных
организаций;
2) устанавливает требования к максимальному
объему учебной нагрузки воспитанников и обучающихся, к уровню подготовки
воспитанников и обучающихся, к педагогам организаций дошкольного воспитания и
обучения; к организации учебно-воспитательного процесса.
4. Требования Стандарта обязательны при:
1) разработке общеобразовательных учебных
программ дошкольного воспитания и обучения, которые подразделяются на:
2) основные (базовые, вариативные),
обеспечивающие формирование ключевых компетентностей;
3) дополнительные, направленные на
реализацию интересов и склонностей ребенка;
4) осуществлении учебно-воспитательного
процесса в организациях дошкольного воспитания и обучения, независимо от их
ведомственной подчиненности, форм собственности, типов и видов;
5) разработке учебно-дидактических пособий и
методических рекомендаций для организаций дошкольного воспитания и обучения;
6) государственной аттестации деятельности
организаций и педагогов дошкольного воспитания и обучения.
2. Требования к содержанию образования
5. Общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения
направлены на развитие физических, личностных, интеллектуальных качеств детей,
формирование ключевых компетентностей, необходимых для обеспечения их
социальной успешности и конкурентоспособности на протяжении всей жизни.
6. Дошкольное воспитание и обучение
обеспечивает:
1) охрану жизни и укрепление здоровья
ребенка, полноценное физическое развитие, формирование ценностей здорового
образа жизни на основе национальных традиций народов Республики Казахстан;
2) создание полноценного пространства и
обеспечение комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка
дошкольного возраста;
3) развитие речи и родного языка, культуры
общения, подготовку к овладению основами грамоты;
4) формирование ценностных, нравственных
ориентаций дошкольника на образцах позитивного поведения человека, нормах,
правилах поведения, народных обычаях и традициях, сложившихся в казахстанском
обществе;
5) воспитание любви к Родине, родному краю,
уважения к государственной символике, гуманного отношения к окружающему миру,
семье, людям разных национальностей;
6) формирование у ребенка целостной картины
окружающего мира, первоначальных представлений о себе, ближайшем социальном
окружении;
7) познавательное развитие ребенка,
формирование способов интеллектуальной деятельности, развитие любознательности;
8) развитие у ребенка эстетических чувств,
творческих способностей в изобразительной, художественно-речевой, музыкальной
деятельности.
7. Содержание дошкольного воспитания и
обучения включает пять образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация»,
«Познание», «Творчество», «Социум».
8. Содержание образовательных областей
реализуется через организованную учебную деятельность, самостоятельную
деятельность детей и совместную деятельность взрослого и ребенка.
9. Образовательная область «Здоровье»
Цель: воспитание сознательного отношения к
собственному здоровью, понимание того, что здоровье – главная ценность,
дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формирование
физических качеств.
Организованная учебная деятельность в
образовательной области «Здоровье»:
1) физическая культура;
2) основы безопасного поведения, валеология.
10. Образовательная область «Коммуникация»
Цель: воспитание полиязычной личности
дошкольника, освоившего базовые ценности родного языка, готового к социокультурному
взаимодействию на государственном и других языках, способного общаться с
окружающим миром вербальными и невербальными средствами.
Организованная учебная деятельность в
образовательной области «Коммуникация»:
1) развитие речи;
2) художественная литература;
3) основы грамоты и письма;
4) государственный, русский и другие языки.
11. Образовательная область «Познание»
Цель: формирование личности дошкольника,
владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную
картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем.
Организованная учебная деятельность в
образовательной области «Познание»:
1) сенсорика;
2) формирование элементарных математических
представлений;
3) конструирование;
4) основы экологии;
5) ознакомление с окружающим миром.
12. Образовательная область «Творчество»
Цель: формирование чувственно-эмоциональной
сферы и эстетического вкуса ребенка, развитие культуры творческого мышления и
воображения у детей дошкольного возраста.
Организованная учебная деятельность в
образовательной области «Творчество»:
1) рисование;
2) лепка;
3) аппликация;
4) музыка.
13. Образовательная область «Социум»
Цель: воспитание социально-адаптивной,
творческой личности, способной к позитивному поведению и отношениям в социуме,
воспитание любви к Родине, уважения к старшим.
Организованная учебная деятельность в
образовательной области «Социум»:
1) самопознание;
2) ознакомление с окружающим миром;
3) экология;
4) художественная литература.
В дошкольных организациях и группах с
государственным языком обучения предмет «Казахский язык» заменяется другими
предметами на усмотрение организации.
3. Требования к максимальному объему учебной
нагрузки
воспитанников
и обучающихся
14. Максимальный допустимый объем недельной учебной нагрузки воспитанников
и обучающихся, продолжительности организованной учебной деятельности вводится с
целью защиты здоровья и психики ребенка.
15. Учебная нагрузка всех возрастных уровней
дошкольного образования соответствует санитарно-гигиеническим нормам и
правилам, установленным в технических требованиях к разработке государственного
общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения.
В типовом учебном плане установлены рамки
учебной нагрузки для каждого возрастного периода.
16. Нормативная учебная нагрузка в неделю
для исчисления месячной заработной платы педагогических работников предшкольных
классов организаций образования на основании Закона
Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» составляет 24 часа,
в которые входят:
1) 20 часов, отведенных на образовательную
деятельность по реализации базисного учебного плана;
2) 4 часа, отведенных на образовательную
деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов и организации различных
видов детской деятельности (игровой, трудовой, творческой), проведения
досуговых мероприятий; подготовки к занятиям.
4. Требования к уровню подготовки воспитанников и обучающихся
17. Степень овладения компетентностями в каждом возрастном этапе приведена в таблицах 1, 2, 3, 4, 5.
Таблица 1
Здоровьесберегающая компетентность
№ |
Показатели |
от года |
от 3 |
от 5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Культурно-гигиенические |
Похожие публикации:18 сентябрь 2019 Совет отцов 22 январь 2018 Государственный общеобязательный стандарт образования 22 январь 2018 Государственный общеобязательный стандарт образования 19 январь 2018 ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КОМИТЕТЕ КГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №27» АКИМАТА ГОРОДА УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА 19 январь 2018 «Қазақстан-2050» Стратегиясы
|