Анализ работы с учащимися, имеющими высокую учебную мотивацию КГУ «Средняя школа №27» отдела образования по городу Усть-Каменогорску управления образования ВКО за 2021-2022 учебный год
Посмотреть онлайн файл: 11_-analizodarennye.docx
Одно из главных направлений работы с одаренными детьми – это участие в городских, областных, международных олимпиадах и конкурсах школьников. Участие учащихся в различных интеллектуальных конкурсах позволяют создать дополнительные условия для раскрытия их творческих способностей, формирует умения способность брать на себя ответственность, умение принимать решение, увеличивает объем знаний, расширяет кругозор.
В соответствии с планом мероприятий коллектив школы определил для себя главную цель работы с одаренными детьми: развитие личностей, ее способностей, интеллекта, а также формирование профессиональных знаний, умений и навыков.
С целью раскрытия творческого потенциала личности обучающихся, активного включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность, выработки исследовательских умений, в школе была продолжена работа научного общества учащихся «ПОИСК». Составлен план работы на текущий учебный год. Темы исследовательских работ подбираются согласно интересам и способностям учащихся. В процессе подготовки работы, учащиеся получают возможность не только расширить свой кругозор, познакомиться с методами проведения научных исследований, но и учатся красиво и грамотно представлять результаты исследований (подготовка докладов, рефератов, конкурсных работ, написание тезисов и статей), а также приобрести опыт публичного выступления. НОУ дает возможность осознать свою значимость, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность развить свой интеллект с учётом индивидуальных особенностей и склонностей.
В нашей школе работает 5 секций: «Первые шаги в науку», руководитель – Бабкина О.В., «Охрана окружающей среды», «Здоровый образ жизни», руководитель – Мужебаева А.С., «Языкознание», руководитель – Кабылбаева Ж.Ш., «Краеведение», руководитель – Ушакова Е.Н., «Математика и НТР», руководитель – Кошкина О.В.
За текущий период разработан и реализован план работы с учащимися, в котором присутствуют 7 заседаний НОУ «ПОИСК» и в апреле школьная НПК.
Работа велась согласно утвержденному плану проведены 7 заседаний НОУ,организованы индивидуальные консультации.
На первом заседании был составлен список участников НОУ «ПОИСК», утвержден план работы на текущий учебный год, заслушаны доклады участников «Зерде-2021»; на втором заседании одним из основных вопросов было проведение семинара «Что такое научный проект и как его подготовить?», на третьем заседании заслушали докладчиков, которые примут участие в НПК старших школьников, по итогам выступлений учащимся были даны рекомендации.
На заседаниях были рассмотрены вопросы о проектной деятельности, о циклограмме исследовательской деятельности, о ведении дневника наблюдений. Для учащихся и учителей, работающих по проектам был выдан необходимый раздаточный материал «Требования к оформлению проектов», содержащий необходимую информацию.
Основными формами работы с одаренными учащимися: занятия с учащимися, имеющих высокую мотивацию,заседания НОУ, предметные кружки, конкурсы, курсы по выбору, участие в олимпиадах;
В конце 2020-2021 учебного года учащиеся определились с темами научных проектов, количество которых составило – 15; из них 8-11 классы – 5 проектов, 2-7 классы – 10 проектов,работа по индивидуальным планам;
Результативность участия учащихся в научно-практической конференции «ЗЕРДЕ»
Итоги «Зерде - 2021» 2-7 классы
№ | ФИО | Тема | Класс | Секция | Призовое место | ФИО руководителя | Квалификационная категория |
1 | Нұртас Аяла Жасұланқызы | "Кітапта келешек бар ма?" | 3Ә | Казахский язык и литература | 3 | Мухаметбекова Жадыра Ташкеновна | Педагог-исследователь |
2 | Казьмина Дарья Александровна | "Краски в нашей жизни" | 2Г | История, краеведение,этнокультуроведение | 3 | Мисина Сауле Аскербаевна | Вторая категория |
3 | Литвинов Ярослав Атапов Захар | Собака - мой домашний питомец | 7Д, 7В | Химия биология | 3 | Мужебаева Айнур Самаркановна | Педагог-исследователь |
4 | Рафисова Рамина | Бетперде вирустан сақтай ма?........ | 7Ә | Химия биология | 2 | Таныбаева С.К | Педагог-исследователь |
5 | Бедарев Савелий | Робот - не просто игрушка | Робототехника | 3 | Бейсбаева М.С | Педагог-эксперт | |
6 | Докучаева Мария | Осторожно "ложные" друзья переводчика | 10 Ә | Языкознание (английский) | 3 | Пономарёва Оксана Вицентьевна | Педагог-исследователь |
7 | Мальцева Маргарита | Пагубное влияние компьютерных игр. Не заигрались ли мы? | 9Б | Охрана окуружающей среды | 3 | Сазанбаева Г.А. | Педагог-модератор |
8 | Тимурқызы Диляра | Тик-Ток в жизни подростка | 11А | языкознание (английский) | 3 | Атаханова Дина Оразбековна | Педаагог-эксперт |
Итоги НПК старшеклассников 2021
№ | ФИО | Тема | Класс | Секция | Призовое место | ФИО руководителя | Квалификационная категория |
1 | Мальцева Маргарита | Пагубное влияние компьютерных игр.Не заигрались мы? | 9в | языкознание | 2 | Сазанбаева Г.А | Педагог-модератор |
2 | Докучаева Мария | Осторожно "ложные" друзья переводчика | 10 Ә | Языкознание (английский) | 3 | Пономарёва Оксана Вицентьевна | Педагог-исследователь |
3 | Тимурқызы Диляра | Тик-Ток в жизни подростка | 11А | языкознание (английский) | 3 | Атаханова Дина Оразбековна | Педагог-эксперт |
ВЫВОДЫ: 8 призовых мест, это говорит о достаточно высоком уровне организации исследовательской работы с учащимися, а также высокой мотивации учителей к подготовке своих учеников к участию в различных интеллектуальных и творческих конкурсах.
Особенно нужно отметить учителей английского языка и ЕНЦ, так как все призовые места городского тура конкурсов научных проектов школьников были заняты учащимися, руководителями которых были учителя эти учителя, что свидетельствует о высоком профессионализме учителей естественно-научного и гуманитарно-эстетического направления, об их умении применять на практике новые стратегии и сочетать их с функциональной грамотностью, находить с учащимися темы близкие им по их потенциалу и запросам.
В 2021-2022 учебном году в КГУ «Средняя школа №27» продолжена работа с одаренными детьми согласно государственной программе «Дарын», сетевому плану ГОРОО и внутришкольному плану.
Таблица Результаты конкурсов и олимпиад разного уровня по линии «Дарын»
№ | Название конкурса | Количество участников | Итоги 2021-2022 |
1 | Областной конкурс «Айналайын» (казахский язык) | 101 | Всего призеров:104 1 место – 74 2 место- 18 3 место –10 |
2 | Международный конкурс «Феникс» | 256 | Всего призеров: 1 место – 256 |
3 | Республиканский конкурс «Ұлы дала баласы» | 15 | Всего призеров: 1 место – 15 |
4 | Городской конкурс «Ұшқыр ой,өткір тіл дүниені танып біл» | 18 | Всего призеров: 1 место – 8 |
5 | Областной конкурс «Малахит» | 104 | Всего призеров: 1 место – 39 2 место- 42 3 место – 23 |
6 | Областной конкурс «Асыл тас» | 30 | Всего призеров:10 1 место – 3 2 место- 3 3 место – 4 |
7 | Областной конкурс «Тұлпар» | 97 | Всего призеров:97 1 место – 44 2 место - 21 3 место – 32 |
Городская олимпиада «Твори,выдумывай, решай» (1-2 классы) | 8 | Призовых мест-3 1 место-1 2 место-1 3 место-1 |
№ | Показатели | 2021-2022 |
1 | Количество учащихся, призеров олимпиад всего: | 629 |
городских | 30 | |
областных | 312 | |
республиканских | 107 | |
международных | 180 |
В 2021-2022 учебном году учащиеся школы приняли участие в 4 конкурсах по линии «Дарын». Количество участников составило 332 учащихся. Следует отметить высокую активность участия и количество призовых мест в этом учебном году в международной олимпиаде «Феникс» -256 ученика 1место,в интеллектуальном конкурсе «Айналайын»-101 ученика- 1 место. Итого в 4 конкурсах по линии «Дарын» участники заняли 332 призовых мест, что составляет 100% от общего количества участвующих.
Получили призовые места: городской конкурсе «Қазақ поэзиясының Хантәңірі» -Маратова Назерке, учитель Магауинова А.А 5 а класс
2. Набок Юлия, Бородулина Кристина ставшие победителями республиканской научно-практической конференции «Зерде» вошли в книгу «Юные Дарования Востока».
3. К 30 летию Независимости Казахстана ученица 7ә класса Іңқар Есмұратова получила 1 место в республиканском конкурсе «30 үздік жоба». В городском онлайн- фестивале, прошедший 01.03.2022 «Мы разные- мы равные» были удостоены грамоты Тюрин Сергей , Решетняк Дарья ученики 7Д класса.
4 ученика нашей школы пройдя 4 тура Республиканской олимпиады по математике «Ұлы дала баласы»: Тогусов Мирас ,Егінбай Ерлік, Шпекбаев Темірлан, Қайырғазин Құрмет награждены Дипломом I степени и золотой медалью. Руководитель учитель математики: Алымбек Шарапат.
В 10 городской предметной олимпиаде "ТВОРИ,ВЫДУМЫВАЙ,РЕШАЙ!!!" среди учащихся1-2 классов заняли призовые места : Мишкина София,2В класс -изобразительное искусство,3 место учитель Кажаева О.И,.Жанұзақ Медина,1А сынып, бейнелеу өнері-1 орын, мұғалім Насиянова А.Б,
Әсемғазы Парасат 1 сынып дүниетану жаратылыстану -2 орын мұғалім Насиянова А.Б. Әлімғазина Сая 2А сынып математика -2 орын мұғалімі Нысанова А.С, Әшірхан Айбару 1Ә сынып математика 2 орын мұғалім Акимжанова Ж.Е.
По результатам олимпиады ВКУ среди учащихся 3-4 классов казахская школа получили 8 призовых место Рамазанова Р.Т ИЗО Бабақұмар А-2 место,Әшірканова А -әдебиеттік оқу 1 место
Смекенова Г.ТҚайырғазы А қазақ тілі 2 место, Арсенқызы А жаратылыстану 1 место
Асырмерген А математика 2 орын.Лукпанова Л.Ж Нұрланов Н орыс тілі -1 место.Мухаметбекова Ж.Т Берікұлы М
SWOT-анализ
S (Strenght) – сильные стороны (потенциально позитивные внутренние факторы) | W (weakness) – слабые стороны (потенциально негативные внутренние факторы) |
3. Учтены рекомендации прошлого учебного года, которые были сделаны в ходе анализа участия учащихся в конкурсах: увеличилось количество спортивных соревнований, учащиеся приняли участие в исследовательских конкурсах и проектах различного уровня. | 1. Недостаточный уровень самостоятельности учащихся в выполнении работ; 2. Количество призовых мест в сравнении с прошлым учебным годом уменшилось. «НПК старшеклассников» – 3 призовых мест. 3. Отсутствие оригинальных подходов в разработке проектов. 4. Учителям-предметникам составить индивидуальный план работы с одаренными детьми по своему предмету |
O (opportunity) – благоприятные возможности (потенциально позитивные внешние факторы) | T (treat) – угрозы (потенциально негативные внешние факторы) |
1. Психологам школы вести психологическое наблюдение за наиболее проявившими себя учащимися и дать рекомендации педагогам-наставникам; 2. Расширить исследовательскую работу с учащимися за счёт более активного вовлечения в исследования педагогов и ребят, а также использования технологии учебных проектов. 3. В течение учебного года активнее привлекать учащихся к публичным выступлениям для приобретения ораторского опыта. 4. Рассмотреть наиболее приемлемые и эффективные методы работы с учениками на заседаниях ШМК | 1. Недостаточный уровень профессионализма части педагогов в работе по оказанию помощи и руководства в работе над научными проектами учителей 2. Недостаточный уровень качества оформления работ и подготовки учащихся к выступлениям. |
Для выполнения поставленных проблем необходимо:
- совершенствовать педагогическое мастерство учителей в организации работы с разноуровневым контингентом детей с целью подготовки учащихся к профессиональному самоопределению;
- разрабатывать индивидуальные программы работы с одаренными детьми с целью качественной подготовки к городским, областным, республиканским турам предметных олимпиад, конкурсов, научных проектов;
- продолжить работу по обобщению актуального педагогического опыта по работе с одаренными детьми.
Исходя из анализа работы с одаренными детьми в 2021-2022 учебном году на следующий учебный год поставлены задачи:
Цель работы с одаренными детьми на 2022-2023 учебный год - дальнейшая реализации программы по выявлению, поддержке и развития одарённости учащихся школы, их самореализации, профессионального самоопределения.
Задачи:
1. Учителям предметникам на параллелях 9-11 классов проводить работу по вовлечению одаренных учащихся в очные олимпиады и конкурсы различного уровня, в том числе и слабоуспевающих учащихся в дистанционные олимпиады и конкурсы.
2. Развивать и успешно реализовывать потенциальные способности одаренных детей в обучении и будущей профессиональной деятельности через организацию мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми и их родителями.
3. Обеспечить социальную и психологическую поддержку одаренных детей и их семей. Увеличить количество призеров олимпиад и творческих конкурсов до 65 %
4. Сотрудничать с преподавателями ВУЗов для участия в НПК. Проводить практические занятия и семинары по исследовательской деятельности с учащимися;
5. Руководителям научных секций проводить системную работу с учащимися по проектной деятельности, начиная с начала учебного года. Организовать собрания членов НОУ, лекторий для учителей по разъяснению исследовательской работы учащихся, промежуточные слушания проектов школьников для отслеживания системности работы.
6. Продолжить систематизировать накопленный материал по работе с одаренными детьми. Создать банк данных методических пособий, брошюр, методических материалов из опыта работы с одаренными детьми.