Аттестация педагога
Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогов
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 февраля 2016 года № 13317.
Сноска. Заголовок - в редакции приказа Министра просвещения РК от 02.04.2024 № 72 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с пунктом 7 статьи 139 Трудового кодекса Республики Казахстан, статьи 14 Закона Республики Казахстан "О статусе педагога", ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра образования и науки РК от 12.11.2021 № 561 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Утвердить прилагаемые Правила и условия проведения аттестации педагогов.
Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра образования и науки РК от 12.11.2021 № 561 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
2. Признать утратившим силу приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 7 августа 2013 года № 323 "Об утверждении Правил проведения и условий аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки, а также Правил проведения и условий аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих образовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8678, опубликованный в газете "Казахстанская правда" от 26 сентября 2013 года № 282 (27556)).
3. Административному департаменту в установленном законодательством порядке (Каирбекова А.М.) обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и Информационно-правовой системе "Әділет", а также в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на Интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на ответственного секретаря Министерства образования и науки Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр образования | |||
и науки Республики Казахстан | А. Саринжипов | ||
Утверждены приказом | |||
Примечание ИЗПИ!
Правила предусмотрены в редакции приказа Министра просвещения РК от 02.04.2024 № 72 (вводится в действие с 01.01.2025).
Правила и условия проведения аттестации педагогов
Сноска. Правила - в редакции приказа Министра просвещения РК от 02.04.2024 № 72 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
1. Настоящие Правила и условия проведения аттестации педагогов (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 7 статьи 139 Трудового кодекса Республики Казахстан, с пунктом 5 статьи 44 Закона Республики Казахстан "Об образовании", статьей 14 Закона Республики Казахстан "О статусе педагога", подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан "О государственных услугах" и определяют порядок проведения аттестации педагогов и присвоения (подтверждение) квалификационных категорий педагогам.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) аттестация – процедура, проводимая с целью определения уровня квалификации педагогов, по результатам которой присваиваются (подтверждаются) квалификационные категории согласно настоящим Правилам;
2) аттестуемый – педагог (в соответствии с Перечнем должностей педагогов, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 апреля 2020 года № 145 "Об утверждении Перечня должностей педагогов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20400), претендующий на присвоение (подтверждение) квалификационной категории согласно настоящим Правилам;
3) аттестационная комиссия – коллегиальный орган, проводящий процедуру аттестации педагогов (далее – Комиссия);
4) аттестационный период – промежуток времени с даты последнего присвоения (подтверждения) квалификационной категории до наступления срока следующей аттестации или наличия условий для досрочной аттестации;
5) апелляция – процедура повторного рассмотрения результатов оценки знаний педагогов, которая осуществляется по заявлению педагога посредством информационных коммуникационных технологий в соответствии с настоящими Правилами;
6) апелляционная комиссия – комиссия, создаваемая уполномоченным органом в области образования, которая принимает решение по итогам повторного рассмотрения результатов оценки знаний педагогов;
7) квалификационная оценка – рассмотрение организацией образования материалов (портфолио) педагога на соответствие квалификационным характеристикам;
8) квалификационная категория – уровень профессиональной компетентности педагога в соответствии с Профессиональным стандартом "Педагог", утвержденным приказом исполняющего обязанности Министра просвещения Республики Казахстан от 15 декабря 2022 года № 500 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 31149), (далее – Профессиональный стандарт) и квалификационными требованиями согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5750) (далее – квалификационные характеристики);
9) комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности – процедура оценки соответствия доказательств деятельности и достижений педагога требованиям квалификационной категории;
10) оценка знаний педагогов (далее – ОЗП) – процедура тестирования, проводимая с целью определения уровня знаний педагога в соответствии с настоящими Правилами;
11) Экспертный совет – коллегиальный орган, осуществляющий процедуру комплексного аналитического обобщения результатов деятельности.
3. Аттестация педагогов, методистов, заместителей руководителя организаций образования, методических кабинетов (центров) проводится не реже одного раза в пять лет в соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан "О статусе педагога".
Первые руководители организаций образования проходят аттестацию один раз в три года в соответствии с пунктом 5 статьи 44 Закона Республики Казахстан "Об образовании".
Глава 2. Порядок проведения аттестации
4. Для допуска к аттестации организация образования проводит квалификационную оценку педагогов, методистов, первых руководителей, заместителей руководителя организаций образования и методических кабинетов (центров) посредством рассмотрения портфолио.
Педагоги, методисты, первые руководители, заместители руководителей организаций образования и методических кабинетов (центров) проходят ОЗП в электронном формате.
5. ОЗП проводится в сроки, определенные уполномоченным органом в области образования, в соответствии с заявлением аттестуемого согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
6. ОЗП состоит из следующих заданий:
1) для педагогов дошкольных организаций и предшкольных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий:
"Дошкольная педагогика и психология" – двадцать заданий;
"Методика воспитания и обучения по профилю" – тридцать заданий;
2) для педагогов начального образования:
"Предметные знания" – тридцать заданий;
"Методика преподавания" – двадцать заданий;
3) для педагогов основного среднего и общего среднего образования:
"Предметные знания" – тридцать заданий;
"Методика преподавания" – двадцать заданий;
4) для педагогов организаций дополнительного образования:
"Основы педагогики" – тридцать заданий;
"Основы психологии" – двадцать заданий;
5) для воспитателей специальных организаций, интернатных организаций, общежитий, педагогов-ассистентов, социальных педагогов, профориентаторов, вожатых:
"Основы педагогики" – тридцать заданий;
"Основы психологии" – двадцать заданий;
6) для педагогов специальных организаций образования и специальных педагогов организаций образования:
"Предметные знания по профилю" – тридцать заданий;
"Специальная педагогика и психология" – двадцать заданий;
7) для организаций технического и профессионального, послесреднего образования (учебно-производственных комбинатов):
для преподавателей по общеобразовательным дисциплинам, общепрофессиональным и специальным дисциплинам, общегуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, методистов, мастеров производственного обучения:
"Предметные знания" – тридцать заданий;
"Методика преподавания" – двадцать заданий;
для педагогов иных должностей:
"Основы педагогики" – тридцать заданий;
"Основы психологии" – двадцать заданий;
8) для первых руководителей, заместителей руководителя организаций образования, методических кабинетов (центров):
"Знание законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов в области образования" – шестьдесят тестовых заданий;
9) для методистов методических кабинетов (центров):
"Методика преподавания, знание законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов в области образования" – пятьдесят заданий.
7. Результат ОЗП считается положительным при достижении пороговых уровней:
1) для педагогов всех должностей:
квалификационная категория "педагог" – 50 %;
квалификационная категория "педагог-модератор" – 60 %;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70 %;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %;
2) для первых руководителей, заместителей руководителя организаций образования, методических кабинетов (центров) – 70%;
3) для методистов методических кабинетов (центров):
квалификационная категория "педагог" – 50 %;
квалификационная категория "педагог-модератор" – 60 %;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70 %;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %.
Распределение баллов оценки знаний педагогов согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
8. Продолжительность выполнения ОЗП без учета времени на проведение инструктажа составляет:
для педагогов – восемьдесят минут, для предметов "Математика", "Физика", "Химия", "Информатика" – сто двадцать пять минут;
для первых руководителей, заместителей руководителя организаций образования (методических кабинетов (центров), методистов методических кабинетов (центров) – девяносто минут;
для лиц с ограниченными возможностями (с нарушениями зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата) дополнительно предоставляется 40 минут.
9. ОЗП проходят:
педагоги при очередной аттестации 1 (один) раз в год – бесплатно, 1 (один) раз – на платной основе согласно сумме, утвержденной уполномоченным органом в области образования;
педагоги, претендующие на досрочную аттестацию, 1 (один) раз в год – бесплатно;
лица без стажа, имеющие педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю или имеющие документ о педагогической переподготовке, а также, желающие возобновить педагогическую деятельность – 1 (один) раз – бесплатно, последующие – на платной основе согласно сумме, утвержденной уполномоченным органом в области образования.
Пробное тестирование (по желанию педагога) – на платной основе в течение года. Результаты пробного тестирования не являются основанием для прохождения ОЗП.
10. Аттестация включает в себя для всех должностей педагогов комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности.
Посмотреть онлайн файл: pravila_rus.docx
Посмотреть онлайн файл: list-ocenivanija-materialov-portfolio.docx
https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1600013317